Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРАКЛИЙ II
26, С. 292-297 опубликовано: 16 февраля 2016г.


ИРАКЛИЙ II

Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави)
Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави)

Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави)
Теймуразович Багратиони [груз. ერეკლე მეორე] (7.11.1720, Телави (Кахети, Вост. Грузия) - 11.01.1798, там же), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798). Со стороны отца, царя Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураза II, И.- потомок кахетинских Багратиони (правнук Теймураза I, царя Кахети (1606-1648) и Картли-Кахети (1625-1632)); со стороны матери, царицы Тамар,- картлийских Багратиони (внук царя Картли Вахтанга VI (1716-1724)). Воспитывался вместе с двоюродным братом со стороны матери царевичем Теймуразом (сыном царя Картли Иессея (1714-1716, 1724-1727); впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони)). Дети обучались при царском дворе в столице Кахетинского царства Телави, где их наставниками были кн. Авель Андроникашвили (общие, светские предметы), еп. Бодбийский Онуфрий (Андроникашвили) (богословские предметы) и свящ. Димитрий Хелашвили (церковное пение) (Кикодзе. 19472. С. 38); затем - в Давидгареджийском мон-ре в пуст. Гареджи под рук. настоятеля монастыря архим. Спиридона (Авалиани. 1987. С. 8). Царевич Теймураз подвизался в Гареджи в 1735-1738 гг., возможно, И. в те же годы.

Внутренняя и внешняя политика

В сер. XVIII в. Вост. Грузия находилась под тур. (1723-1735) и иран. (1735-1748) господством. Гибкая политика Теймураза II и И. вызвала расположение правителя Ирана Надир-шаха, к-рое они использовали в интересах Вост. Грузии. Так, Теймураз II, как «верный помощник» Надир-шаха, усмирил восставшего против персов кн. Гиви Амилахвари, вел антитур. кампанию; И. принимал активное участие в походе шаха в Индию (1737-1739). В 1737 г. Надир-шах потребовал от И. принять ислам, как это делали на протяжении более ста лет др. груз. цари. И. ответил: «Возможно убийство мое, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня» (Саникидзе. 1996. С. 319). Поняв, что Грузия осталась верной христианству и что Ирану выгоднее господствовать в Вост. Грузии, имея там вассалов правосл. царей, а не непопулярных царей-магометан, Надир-шах в 1744 г. признал восшествие на картлийский и кахетинский престолы православных Теймураза II и И. (Думбадзе. 1973. Т. 4. С. 600-601).

Молодой царь снискал славу мудрого военачальника, под предводительством к-рого груз. войска одержали ряд побед (в 1751 - над войском Азат-хана у Кирбулахи близ Еревана; в 1752 - над войском Аджи-Чалабу; в 1754 и 1755 - над дагестанцами во главе с Нурсал-бегом в битвах при Мчадиджвари и у Кварели и др.). Боевое крещение он получил в 15-летнем возрасте, когда под его командованием грузины одержали победу в Нейшинской долине в Кизики над вторгшимися лезгинами (1735). И. и его отец вели согласованную и энергичную политику, целью к-рой было усиление Картли и Кахети, а также централизация и укрепление царской власти, подъем экономики и превращение обоих царств в главенствующие гос-ва на Юж. Кавказе. Этому способствовали как внутриполитические мероприятия, так и внешнеполитическая и военная активность. В 1750-1752 гг. под покровительство Картли и Кахети перешли Ереванское, Гянджинское и Нахичеванское ханства.

Герб царя Ираклия II
Герб царя Ираклия II

Герб царя Ираклия II

В янв. 1762 г. в С.-Петербурге скончался находившийся там с визитом царь Теймураз II, И. занял престол отца, объединив Картли и Кахети в одно царство. Некоторые феодалы были против восшествия кахетинского царя на картлийский престол. В 1765 г. И. раскрыл заговор картлийских тавадов (князей), выдвигавших на царский трон незаконного сына царя Вахтанга VI царевича Паату. Участники и царевич были преданы суду.

В 1768 г., в начале русско-турецкой войны, И. и царь Имерети Соломон I приняли предложение российской имп. Екатерины II Алексеевны о военной взаимопомощи. 27 марта 1769 г. Екатерина II подписала указ о направлении в Грузию военных частей. Весной 1770 г. экспедиционный отряд (1,2 тыс. чел.) под командованием ген.-майора Г. К. Г. Тотлебена и груз. войска двинулись по направлению к Ахалцихе. Но Тотлебен вопреки предложению И. сразу занять Ахалцихе начал осаду крепости Ацкури и, потерпев неудачу, отвел войска в Тбилиси, где вступил в союз с оппозиционно настроенными тавадами. И., одержав победу над превосходящими силами турок у Аспиндзы, был вынужден вернуться в Тбилиси, не воспользовавшись стратегическим превосходством. Тотлебен перешел в Имерети и там выступил на стороне оппозиционных царю Соломону I сил. По мнению историков, Тотлебен «превысил свои полномочия, предприняв по сути дела завоевание Грузии», в результате чего имп. Екатерине II «пришлось думать не о сильной диверсии в Турцию, а об устранении беспорядков, произведенных распоряжениями Тотлебена» (Маркова. 1966. С. 139). Тотлебен был отозван, в мае 1772 г. Российская империя вывела свои войска из Грузии.

Однако И. продолжал политику сближения с Россией. В дек. 1771 г. он направил к имп. Екатерине II посольство, к-рое возглавили католикос-патриарх Антоний I и сын И. царевич Леван; в янв. 1772 г. они были приняты царицей. Понимая, что груз. царства не могут самостоятельно противостоять внешним врагам - Османской империи и Ирану и что России выгодно сдерживание тур. и иран. войск на южнокавказских рубежах силами груз. войск, И. просил покровительства империи на следующих условиях: Россия направляет в Вост. Грузию 4-тысячное регулярное или наполовину регулярное войско, его командующий обязан следовать военной тактике И.; престолонаследие остается за потомками И.; Грузинская Православная Церковь (ГПЦ) сохраняет автокефалию во главе с католикосом-патриархом; российское правительство предоставляет И. заем и разрешает освобожденным в Крыму пленным грузинам вернуться на родину. И. гарантировал правительству следование российскому политическому курсу в отношении Турции и Ирана, ежегодную выплату половины дохода с груз. рудников и денежного сбора (70 к. с каждого дыма), был намерен ежегодно поставлять ко двору 12 лучших коней и 2 тыс. ведер вина. Также он обещал послать в С.-Петербург в качестве заложников одного из своих сыновей и неск. князей и дворян (Пайчадзе. 1983. С. 80). Повторно груз. послы были приняты лишь в 1773 г.; 5 февр. 1774 г. царевичу Левану была вручена подписанная имп. Екатериной II грамота с отказом взять Грузию под покровительство, но с заверением, что И. «как владетеля отличных качеств и достоинств содержим в нашей памяти и впредь всегда содержать будем и что не упускаем никогдаже и всех представляющихся способов пристойных к поправлению и обеспечению участи грузинского народа» (Грамоты. 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 395).

В 1774 г. И. создал 5-тысячную регулярную армию, т. н. дежурное войско (мориге джари), во главе к-рого поставил царевича Левана. Каждый пригодный к военной службе мужчина, в т. ч. и крепостной, должен был месяц в году отбывать воинскую повинность, на свои средства приобрести оружие и снаряжение. В Картли-Кахети прекратились разбойничьи набеги, крестьяне покинули крепости и вернулись в опустевшие селения. Оживилась торговля, были созданы предприятия по добыче серебра в Ахтале и меди в Алаверди, оружейный завод, монетный двор и т. д. Реформы затронули все сферы гос. устройства Картли-Кахети: И. упразднил крупные эриставства и ханства, назначив чиновников-моурави; исполнительную власть осуществляли 3 ведомства: внутренних дел, гос. доходов и внешних дел; значительно было увеличено число судебных органов: юристы (мдиванбеги) находились во всех крупных городах Вост. Грузии; гражданские и военные власти получали чины и звания, аналогичные принятым в России.

В 1773 г. И. и Соломон I возобновили договор о взаимной поддержке, заключенный еще в 1758 г. Теймуразом II, И. и Соломоном I. В 1778 г. И. одержал победу над владетелем Сев. Атрпатакана правителем Гянджи Пат Али-ханом (Фатали-ханом). В 1779-1780 гг. трижды покорил Ереванское ханство, к-рое стало вассалом Картли-Кахети.

Заключение Георгиевского трактата

(1783). В нач. 80-х гг. XVIII в. Российская империя укрепила свои позиции в Крыму и в Сев. Причерноморье. В 1782 г. Г. А. Потёмкин через комиссионера Якова Рейнегса известил И. о положительном решении вопроса о протекторате над Вост. Грузией, в случае если И. вновь обратится к императрице. 21 дек. того же года И. направил офиц. запрос. Договор (Георгиевский трактат) был подготовлен в течение нескольких месяцев (И. участвовал в разработке положений трактата) и подписан 24 июля 1783 г. в небольшой крепости Георгиевск на Сев. Кавказе с соблюдением всех норм международного права. По договору царство Картли-Кахети теряло часть суверенитета и добровольно вступало под покровительство России (артикул 1). Российская империя выступала как вечный гарант защиты неприкосновенности царства и обеспечения его безопасности во время нашествия внешних врагов (артикул 2). И. и его преемникам было гарантировано «беспеременное» царствование на картли-кахетинском престоле с правом полного самоуправления и с «запрещением» российским военным и гражданским властям «вступаться в какие-либо распоряжения» (артикул 6). Груз. войска в случае начала военных действий обязаны выступать на стороне России; внешняя политика Картли-Кахети должна быть ориентирована на российские интересы; Российская империя способствует возвращению Грузии отторгнутых Турцией и Ираном груз. исторических земель (Пайчадзе. 1983. С. 17, 71, 73).

В артикуле 8 было зафиксировано положение Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата. При обсуждении пунктов трактата представитель грузинской церковной стороны архим. Гаий (Гайоз) представил П. С. Потёмкину записку, в которой просил уточнить вопросы церковного характера, в т. ч. о католикосе-патриархе. Архим. Гаий указывал, что восточногруз. Предстоятель управляет «многими митрополитами и архиепископами» и имеет «от Вселенских патриархов самовластие... уважение сего не будет ли унижено, что место степени его назначится в числе архиереев, нижние места в России имеющих, а именно после Казанского и прочих» (РГВИА. Ф. 52. Оп. 194. Д. 286. Ч. 1. Л. 170-171; цит. по: Пайчадзе. 1983. С. 122). В 1-м варианте артикула 8, написанном А. А. Безбородко, было отмечено, что католикос-патриарх должен пользоваться «местом и степенью в первом классе российских архиереев, уступая только Киевскому, Новгородскому, Московскому и Санкт-Петербургскому и первенствуя пред всеми архиепископами второго класса» (Грамоты. 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Пайчадзе. 1983. С. 125-126), однако Екатерина II ввела католикоса-патриарха в иерархию рус. архиереев как епископа «в осьмой степени, именно после Тобольского, всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена». Также было указано, что об управлении ГПЦ и о ее дальнейшем отношении к Синоду РПЦ будет составлен отдельный артикул (Пайчадзе. 1983. С. 74). Артикул 8 игнорировал автокефальный статус и права ГПЦ и содержал предпосылки для буд. реорганизации груз. церковного управления и упразднения автокефалии.

Трактат вступил в силу после обмена ратификационными грамотами: 22 янв. 1784 г. грамоту, подписанную имп. Екатериной II, привез И. полковник В. С. Тамара; 25 янв. (на грамоте указано 24 янв.) И. передал полковнику подписанную им грамоту (РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Ч. 1. Д. 29. Л. 38-45 об.). Вместе с этим И. «представил список князей и дворян Картли-Кахетинского царства, так как они в силу девятой статьи трактата в случае поездки в Россию должны были получить право пользования всеми сословными привилегиями, какими пользовалось русское дворянство» (Пайчадзе. 1983. С. 17, 129-137).

Мн. груз. историки (Н. Бердзенишвили, Я. Цинцадзе, В. Мачарадзе, А. Сургуладзе, Г. Пайчадзе) считали подписание Георгиевского трактата важным стратегическим шагом И. и прогрессивным явлением для Грузии. Часть совр. историков (М. Вачнадзе, В. Гурули и др.), основываясь на том, что Российская империя нарушила условия договора, упразднив суверенитет Картли-Кахети и автокефалию ГПЦ и не обеспечив безопасность Вост. Грузии (вторжение Ирана в 1795), считают, что договор был выгоден только России и что «подписание Георгиевского трактата явилось крупнейшим поражением в истории внешней политики и дипломатии Грузии» (Вачнадзе, Гурули. 2001. С. 42).

З. Абашидзе

Церковная политика

Роли Церкви в жизни гос-ва И. придавал ключевое значение; тесно сотрудничая с Предстоятелями ГПЦ, И. поднимал авторитет Церкви, боролся с недостатками и пережитками, появившимися в церковной среде во время владычества в Вост. Грузии персов и турок, укреплял нравственные устои общества.

По поручению И. католикос-патриарх Антоний I собрал и предоставил царю всю документацию (в основном дарственные грамоты предыдущих царей), касающуюся имущественных прав Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата. И., «рассмотрев древние гуджары (грамоты) о пожертвованиях, возымел усердие к их возобновлению» (АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 43). Особую заботу царь проявлял о «возвышенном и возвеличенном» груз. царями мон-ре Бодбе, где почивают мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины. 22 сент. 1746 г. он подписал указ об освобождении бодбийских монастырских крестьян от службы в качестве царских конюхов, поскольку аналогичный гуджар царя Ираклия I «с течением времени был пренебрежен» (Там же. С. 41-43). В 1753 г. И. подтвердил гуджар царя Кахети и Имерети Арчила II от 25 февр. 1664 г. «О невзыскании с вотчины собора св. Нины (монастыря Бодбе.- Авт.) никаких казенных податей» (Там же. С. 21). 24 марта 1758 г. И. подписал гуджар о передаче мон-рю Бодбе налогов, собираемых с бодбийских крестьян в пользу казны. В документе перечислены практически все виды сборов: «...подать саури... подать хлебом, сбор продовольствия, штраф с бодбельских крестьян, очередная корова, подать за раздел, бык и марчили за увечье, за пограбленное» и др., кроме «повинности на ополчение и на охоту» (Там же. С. 43-44). 4 марта 1761 г. царь скрепил печатью гуджар «О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления»: часть штрафов и нотариальных сборов также жертвовалась монастырю Бодбе (Там же. С. 44-45).

И. подтвердил налоговый иммунитет «разрушенного землетрясением св. монастыря Алавердского» (см. Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня) (12 окт. 1756) и монастыря Давидгареджи (10 янв. 1770) (АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19, 45-46). Церкви И. пожертвовал ценности, принадлежавшие его скончавшейся супруге царице Анне: изделия из жемчуга и драгоценных камней, меха, парадную одежду, столовое серебро, лошадей, драгоценную сбрую, гардероб и др. (Там же. С. 68).

29 авг. 1756 г. И. и католикос-патриарх Антоний I подписали грамоту о временном упразднении Кацаретской епархии, поскольку она «ни по количеству паствы и ни по имениям своим не достаточна для содержания отдельного епископа»; ее территории вошли в юрисдикцию Руставской и Ниноцминдинской епархий (ПГП. 1970. Т. 3. С. 860). Указом от 29 марта 1760 г., подписанным царями Теймуразом II и И. и католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иосифом (Джандиери; 1755-1764), мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в пуст. Гареджи, до этого, вероятно, входивший в юрисдикцию Бодбийского епископа, был передан в ведение Ниноцминдинского архиерея (Там же. С. 843).

По инициативе И. 20 дек. 1762 г. в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете был созван церковный Собор, рассмотревший вопросы внутренней жизни Мцхетского Католикосата. Были разработаны и приняты каноны, исполнение к-рых должно было привести к упорядочению церковной жизни и искоренению нарушений в чинопоследовании совершения богослужений. Епископам было предписано строго соблюдать церковные правила, следить за службой священников, не допускать малограмотных иереев к совершению богослужений, соблюдать в храмах чистоту и порядок, обновлять храмы, церковную утварь и т. д. Постановления Собора подписал католикос-патриарх Иосиф, утвердил И. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 848-849). Сразу после смерти отца И. вызвал опального католикоса-патриарха Антония I из России, 20 марта 1763 г. он прибыл на родину. На Соборе 2-8 окт. 1764 г. Антоний I был восстановлен на Патриаршем престоле Вост. Грузии. И. решал вместе с ним важнейшие политические и церковные вопросы. Поскольку постановления Собора 1762 г. не имели достаточной силы, И. и католикос-патриарх Антоний I в 1768 г. приняли Нормативный акт (Мцнебай мгуделтатвис) по восстановлению церковного порядка и искоренению нарушений и заблуждений верующих. В Акт были включены 2 части: «Обращение к архиереям» и «Приложение», составленное И. В документе рассматривались вопросы грамотности и образованности священнослужителей; точного совершения служб и треб; обучения паствы; неприкосновенности церковного имущества; содержания в чистоте храмов, утвари и церковного облачения (Там же. С. 874-875). Акт строго запрещал поклонение нехрист. культам и занятия колдовством. В «Приложении» также было сказано: «Мы, царь Ираклий, владетель Картли и Кахети, выражая волю всех тавадов, азнауров (дворян.- Авт.), купцов и крестьян нашего государства, будучи уверены, что такой скверны и таких гадких дел нет в нашем царстве, все же считаем нужным предупредить весь народ, что если появится кто, осмелившийся совершать ворожбу, или гадание, или будет готовить и давать кому-либо средства любви или ненависти, или будет заниматься ясновидением, или же впадет в самое большое и гадкое, непростительное зло - в мужеложство, то будут наказаны самым суровым образом - преданы смерти после страшных пыток» (Там же. С. 877). Акт было предписано прочесть епископам во всех церквах епархий; исследователи считают, что для мягкого средневек. груз. права этот закон был слишком суров.

В 1755 г. И. основал Тбилисскую ДС, в 1782 г. на базе школы при царском дворце в Телави - Телавскую ДС, к-рую возглавил католикос-патриарх Антоний I. В 1782-1783 гг. при поддержке и непосредственном участии И. католикос-патриарх Антоний I провел реформу по преобразованию епархиальных начальных уч-щ в школы гос. типа с более широкой программой обучения: кроме словесности и арифметики в некоторых из них стали преподавать физику, логику и философию. Дважды (1749, 1782-1794) И. возобновлял работу типографии в Тбилиси. В 80-х гг. XVIII в. И. и католикос-патриарх Антоний I провели в Светицховели масштабные реставрационные работы. В надписи (22 июня 1787), помещенной на юж. стене ограды собора, сообщалось, что «выстроена и обновлена ограда святого сего храма с башнями, бойницами, также реставрирован он внутри и снаружи. Паперть храма вновь нарисована и написана...» (Натроев. 1900. С. 219-220). В 1788 г. престол восточногруз. католикоса-патриарха занял сын И. Антоний II (Багратиони) (царевич Теймураз).

Последние годы царствования

Дворец царя Ираклия II в Телави. XVII в.
Дворец царя Ираклия II в Телави. XVII в.

Дворец царя Ираклия II в Телави. XVII в.
В 1789 г. И. заключил договор с гянджинским Пат Али-ханом о сферах влияния на Юж. Кавказе и о совместной борьбе против иран. правителя Аги Мухаммед-хана. В том же году он принял посольство из Имерети, к-рое возглавили митр. Кутаисский сщмч. Досифей (Церетели) и митр. Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе): обсуждалось воссоединение Имерети и Картли-Кахети. И. не воспользовался историческим шансом объединения страны, мотивируя свой отказ тем, что он не может лишить своего внука Соломона (сына дочери И. Елены, племянника Соломона I; впосл. царь Имерети св. Соломон II) имеретинского престола. Однако большинство историков усматривают причину отказа И. в том, что Зап. Грузия входила в сферу влияния Турции и объединение Грузии могло ухудшить отношения И. с Портой, что противоречило интересам Российской империи (Ираклий II. 2000. С. 229).

В 1790 г. И. вместе с др. правителями груз. царств и княжеств (царем св. Соломоном II, мтаваром Одиши (Самегрело) Григолом Дадиани, мтаваром Гурии Симоном Гуриели) подписал «Трактат Иверской земли царей и мтаваров (князей) о единстве» (частично опубл.: Грамоты. 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195; Мачарадзе. 1995. № 9. С. 235-256).

В 1791 и 1792 гг. И. принял ошибочные решения, к-рые усложнили внутреннее положение Картли-Кахети и привели к ослаблению царства. В 1791 г. он изменил правило наследования (от отца к сыну): престол мог наследовать младший брат царя (от 3 браков И. имел 16 сыновей и 12 дочерей). Указом от марта 1792 г. И. разделил царство между сыновьями и выделил им владения, что способствовало возникновению раздробленности, усилению сепаратизма, ухудшению экономического положения страны, развалу местного управления, ослаблению центральной власти и армии (Вачнадзе, Гурули. 2001. С. 45). В 1793 г. И. стало известно о намерении иран. шаха Аги Мухаммед-хана выступить против Грузии и царь обратился к России с просьбой выслать войска и артиллерию в соответствии с условиями трактата, но ответа не последовало; в янв. 1794 г. И. послал в С.-Петербург дипломата Г. Чавчанидзе; в мае 1795 г. обратился к командующему войсками Кавказской линии ген. И. В. Гудовичу. Однако российские власти не предпринимали никаких действий. 4 сент. 1795 г. шах Ага Мухаммед-хан с 35-тысячной армией двинулся на Тбилиси. Численность сводного груз. войска (в т. ч. и имеретинских отрядов царя св. Соломона II) составила 5 тыс. чел. 10 сент. грузины приняли бой под Тбилиси и одержали победу, шах намеревался отвести войска. Однако из-за измены шаху стало известно о численности груз. войска, и 11 сент. персы перешли в наступление. В сражении на Крцанисском поле у юж. ворот Тбилиси грузины потерпели поражение. 75-летнего И., сражавшегося наравне с остальными и оказавшегося в окружении, вывез с поля боя его внук, царевич Иоанн (История Грузии. 1962. Т. 1. С. 400). Шах вошел в город и разорил его. Мн. горожане были убиты, разрушены дворцы царя и царевичей, мн. церкви, пушечный завод, арсенал, монетный двор, серные бани, почти все жилые дома; персы реквизировали царскую казну и царскую б-ку (Гвритишвили. 1952. С. 93). Карательные отряды действовали по всей территории Картли-Кахети, убивали и угоняли в плен население; в Ахтале были разрушены сереброплавильный и медноплавильный заводы. И. не смог вернуться в разрушенную столицу; остаток жизни он провел в Телави. 11(24) сент. ГПЦ отмечает день поминовения Крцанисских убиенных.

Плита над могилой царя Ираклия II в соборе Светицховели, Мцхета
Плита над могилой царя Ираклия II в соборе Светицховели, Мцхета

Плита над могилой царя Ираклия II в соборе Светицховели, Мцхета

В последние годы царствования И. составил особую покаянную молитву, текст которой преподаватель Тифлисской ДС И. Перадзе (впосл. сщмч. Григорий (Перадзе)) нашел среди рукописей и издал в 1898 г. в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата». Перадзе называет И. печальником, молитвенником и ходатаем перед Богом за свой народ, царем-героем, избавителем Грузии, подобным прор. Моисею. По его мнению, И. «спас Грузию от исчезновения с лица земли, приютив ее под мощный покров единоверных русских Государей» и выразил в молитве «мысль о наступлении лучшей и светлой будущности Грузии... под покровом России, имевшей освободить ее окончательно от бедствий и искушений и дать в ней торжество Православию» (Перадзе. 1898. № 2. С. 1-3).

Большую часть жизни И. провел в военных походах и часто жил как солдат. В народе за невысокий рост И. прозвали Патара Кахи (Маленький Кахетинец). И. был похоронен через 40 дней после кончины, 22 февр., в Светицховели, справа от амвона. Позже рядом с ним был захоронен один из его сыновей, последний царь Картли-Кахети Георгий XII. В 1812 г. по приказу российского имп. Александра I главноначальствующим в Грузии маркизом Ф. О. Паулуччи над могилой И. была установлена плита с надписью на русском языке (Натроев. 1898. № 5. С. 28-29; Он же. 1900. С. 322), в 1968 г. рядом была положена другая, с надписью на грузинском языке, с изображением меча и щита.

В 1898 г., в год столетия со дня кончины И., в Мцхете и Тифлисе были устроены многодневные празднования. На заупокойных богослужениях в Светицховели (11 янв. и 22 февр.) присутствовали экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) и представители высшего груз. духовенства и дворянства, представители груз. городов, а также католиков и мусульман; число молящихся превышало 5 тыс.; 3 хора (экзарший, Тифлисской ДС и дворянской школы) исполняли песнопения на груз. и церковнослав. языках (Он же. 1898. № 5. С. 23).

В Светицховели сохранилась фреска с изображением коронования И., к-рый представлен в национальной одежде (Там же. С. 28).

Царствование И. до 1780 г. описано историком XVIII в. Оманом Херхеулидзе. И. как царю и полководцу посвящены мн. поэтические сочинения (наиболее известна поэма Николоза Бараташвили «Беди Картлиса» (Судьба Картли) о Крцанисской битве, 1839) и народные песни (изданы С. Цаишвили в 1942). Яков Гогебашвили написал неск. рассказов об И. для груз. азбуки «Деда-эна» (Мать-язык). И. посвящен фундаментальный труд Г. Кикодзе, изданный в 1947 г. В честь царя названы площади и улицы в Тбилиси, Телави, Ахмете и Гурджаани. В Телави стоит конная статуя И., во дворце находится посвященный ему музей.

Ист.: Бурнашев С. Д. Картина Грузии, или Описание полит. состояния царств Карталинского и Кахетинского, сделанное пребывающим при Его Высочестве царе Карталинском и Кахетинском Ираклии Теймуразовиче полковником и кавалером Бурнашевым в Тифлисе в 1786 г. Курск, 1793. Тифлис, 1896; О тарханстве Алавердского собора // АКавАК. 1866. Ч. 1. С. 18-19; О невзыскании с вотчины собора св. Нины никаких казенных податей // Там же. С. 21; Об освобождении крестьян собора св. Нины от службы в качестве царских конюхов // Там же. С. 41-43; О тарханстве крестьян собора св. Нины от всех казенных податей // Там же. С. 43-44; О размере взысканий с Бодбельских крестьян за разные преступления // Там же. С. 44-45; О невзыскании с крестьян Давидгареджийского мон-ря казенных податей и повинностей // Там же. С. 45-46; Святому и всеблаженному господину католикосу-патриарху, царевичу Антонию // Там же. С. 68; Памяти царя Ираклия, 1798-1898: К 100-летию кончины: Сб. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Грамоты и другие ист. док-ты XVIII столетия, относящиеся к Грузии / Ред.: А. Цагарели. СПб., 1898. Т. 2. Вып. 1. С. 183-195, 395; 1902. Т. 2. Вып. 2. С. 37; Леонидзе С. Надгробное слово, сказанное в 1798 г. главным судьею и канцлером Ираклия II, кн. Соломоном Леонидзе // Натроев А. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898. С. 1-15; он же. Грузинские республиканцы времен груз. царей и письма царя Ираклия правительству Венецианской Республики / Ред.: В. Ткешелашвили. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); он же. Мистер Оливер Уордроп и отношение Англии к Грузии: Обращение царя Ираклия к англ. правительству в 1780 г. Тифлис, 1920 (на груз. яз.); Леонид (Окропиридзе), архим. Два слова, сказанные по случаю 100-летия со дня кончины великого царя Ираклия Второго. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Натроев А. Заупокойная литургия и панихида по Ираклии II во Мцхете // ДВГЭ. 1898. № 5. С. 22-31; он же. Ираклий II, царь Грузинский: По случаю 100-летней годовщины его погребения, 1798-1898 гг. Тифлис, 1898; Бараташвили Н. Судьба Грузии: Ист. поэма. Батуми, 1911 (на груз. яз.); он же. То же / Пер.: Б. Пастернак. М., 1957; он же. То же / Пер.: Б. Пастернак; вступ.: Г. Абашидзе; коммент.: А. Патаридзе. Тбилиси, 1982, 1983. М., 19832; Героический лик Ираклия II в народном творчестве / Сост.: С. Цаишвили. [Тбилиси], 1942 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Соглашение Иверийских царей и мтаваров, 1790 г. // Грузинская дипломатия. Тбилиси, 1995. № 9. С. 235-256 (на груз. яз.); О. Херхеулидзе. Царствование Ираклия Второго / Сост., ред., словарь: Л. Микиашвили. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Документы, выданные Ираклием II, 1736-1797 гг. / Сост.: М. Чумбуридзе. Тбилиси, 2008 (на груз. яз.).
Лит.: Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г. СПб., 1869. Ч. 1. С. 228-339; Гарсеванишвили А. Царь Ираклий II как военачальник: Ист. монография. Кутаиси, 1889. (Опыт; Кн. 1) (на груз. яз.); Джанашвили М. Царь Ираклий. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Перадзе И. Грузинский царь Ираклий II и его молитва // ДВГЭ. 1898. № 2. С. 1-3; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 219-220, 322; Чичинадзе З. Крестьяне - герои Ираклия. Батум, 1902 (на груз. яз.); он же. Плач по поводу кончины груз. царя Ираклия / Ред.: Н. Канделаки. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Tифлис, 1936 (на груз. яз.); Кикодзе Г. Ираклий Второй. Тбилиси, 1941, 19472 (на груз. яз.); он же. То же / Пер. с груз. яз.: А. Зардиашвили. Тбилиси, 1945, 19482; он же. Войны царя Ираклия. Тбилиси, 1943 (на груз. яз.); Макалатия С. Героизм и самопожертвование Ираклия Второго. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Сихарулидзе К. Борьба грузин за Родину во главе с Ираклием II: По фольклорным мат-лам. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. История Тбилиси. Тбилиси, 1952. С. 93 (на груз. яз.); Лионидзе С. Плач плачей по достойному блаженства царю Грузии Ираклию: По автографическим рукописям XVIII в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1 / Сост.: Н. Бердзенишвили, В. Дондуа и др. С. 400; Маркова О. П. Россия, Закавказье и междунар. отношения в XVIII в. М., 1966. С. 139; Думбадзе М. Освобождение Картли-Кахети от Иранского владычества // Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4. С. 600-601 (на груз. яз.); Рогава А. Зачатки капитализма в Грузии и политика Ираклия II. Тбилиси, 1974; Табагуа И. Грузия на междунар. арене во 2-й пол. XVIII в.: Из истории внешней политики Ираклия II. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Европейские сведения об Ираклии Втором. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983; Тухашвили Л. Россия и общ.-полит. движение в Грузии, 2-я пол. XVIII в. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Авалиани С. Антоний I (Багратиони): Жизнь, деятельность, филос. мировоззрение. Тбилиси, 1987. С. 8 (на груз. яз.); Саникидзе Л. Мать-История. Тбилиси, 1996. С. 319 (на груз. яз.); Гоголаури Р. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и освободительная борьба Ираклия Второго в Самцхе-Джавахети. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Спарсиашвили З. Культ предков и поэзия Важи: Ираклий Второй. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); он же. Этот наш царь Ираклий. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Ираклий II // Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 225-230 (на груз. яз.); Вачнадзе М., Гурули В. Грузино-русские отношения: История, итоги, уроки. Тбилиси, 2001; они же. Вместе с Россией и без нее. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Швелидзе Д. Европейские знания об Ираклии Втором: По СПб. ведомостям. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).
З. Абашидзе, Н. Т.-М.
Рубрики:
Новое время
Ключевые слова:
Цари Картли Грузия. История Ираклий II Теймуразович Багратиони (1720-1798), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798)
См.также:
БАКАР КОЛАЙСКИЙ (2-я пол. IV в.), блгв. царь Картли, св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.)
ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый
ВАХТАНГ ГОРГАСАЛИ царь Картли (сер. V - кон. V или нач. VI в.)
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)
АРЧИЛ († ок. 744 г.), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня)